Том 28, Номер 4, 2022

В. В. Губанов, Е. Н. Оленич
Особенности износа стальных дымовых труб на оттяжках
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В данной статье рассматривается методика проведения натурных исследований стальных дымовых труб с оттяжками на основании опыта проведенных обследований строительных конструкций. Данная методика основана на структурировании несущих и дополнительных конструкций, которые необходимо учитывать при обследовании, зонировании конструкций по степени износа и планировании технического обслуживания. Также в статье приводится классификация предельных состояний конструкций, рассмотрены критерии отказа конструкций, выделены категории ответственности отдельных элементов. Представлены наиболее распространённые виды дефектов и повреждений стальных дымовых труб, определены количественные характеристики этих видов. К наиболее значимым дефектам и повреждениям, влияющих на несущую способность сооружения, относится общий и локальный коррозионный износ, крен ствола трубы, обрыв и ослабление натяжения оттяжек.
Ключевые слова: дефект, повреждение, дымовые трубы, оттяжки, коррозионный износ; усиление конструкций, обслуживание.

В. М. Анищенков, А. Н. Миронов
Применение трубобетонных конструкций в строительстве
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье рассматривается анализ применения трубобетонных конструкций в мостостроении и строительстве высотных зданий России, Украины, США, Японии, Австралии, КНР и других стран. Указаны преимущества и недостатки трубобетонных конструкций, представлены некоторые виды несущих конструкций в виде трубобетонных колонн с различным армированием бетона внутри трубы: с неармированным трубобетонным сердечником; трубобетонным сердечником, армированным высокопрочной арматурой; жесткий рамный узел; сопряжение колонны с перекрытием. Рассмотрены некоторые виды узлов сопряжения трубобетонной колонны с ригелями, а также трубобетонные конструкции колонн, в которых отсутствует сцепление бетонного ядра со стальной трубой-оболочкой, что создает дополнительные преимущества в уменьшении стоимости строительства многоэтажных высотных зданий. В статье упоминается ряд отечественных ученых, которые занимались исследованиями трубобетонных конструкций и внесли значительный вклад в развитие расчета, проектирования и строительства объектов с применением данных конструкций. В результате выполненного анализа литературных источников с последующим выявлением проблем при проектировании трубобетонных конструкций была определена актуальность исследования узлов сопряжения трубобетонных колонн с ригелями в высотном многоэтажном строительстве.
Ключевые слова: мостостроение, многоэтажное здание, трубобетонный элемент, бетонное ядро, стальная труба-оболочка, прочность трубобетона, колонна, ригель, жесткий рамный узел, поперечные деформации, напряженно-деформированное состояние.

А. В. Танасогло, С. А. Фоменко, С. Н. Бакаев, Л. В. Козлова
Определение редуцированного тяжения при обрывах токоведущих проводов и грозозащитных тросов воздушных линий напряжением 35–110 кВ
ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В данной статье целью ставится разработка численно-аналитического способа решения задачи об определении тяжения провода после его обрыва. Решение данной задачи реализуется в программном комплексе MS «Excel». В качестве модели принимается часть воздушной линии (ВЛ) электропередачи – анкерованный участок, состоящий из двух анкерных опор и расположенных между ними промежуточных опор, к которым подвешены токоведущие провода и грозозащитный трос. Опоры рассматриваются как составные части всей конструкционной системы электрической сети. Обрыв провода моделируется поочередно в каждом из одиннадцати пролетов. При расчете анализируется значение редуцированного тяжения провода, вычисляемое для того, чтобы знать нагрузку на промежуточную опору при аварийном режиме и величину стрелы провеса провода в пролете, смежном с аварийным. Уделено внимание гибкости опор ВЛ. Установлено, что гибкие опоры отклоняются в сторону уцелевшего провода под воздействием его тяжения и к перемещению точки подвеса вследствие отклонения гирлянды добавляется еще и прогиб опоры. На основании расчета и обобщения результатов выявлена зависимость величины редуцированного тяжения от количества последующих пролетов анкерованного участка с уцелевшим проводом и определено количество пролетов, необходимое для нахождения максимальной величины редуцированного тяжения.
Ключевые слова: воздушная линия электропередачи, редуцированное тяжение, пространственная модель, опора ВЛ, система уравнений, расчетные нагрузки.

Е. В. Горохов, Н. С. Смирнова, А. Н. Миронов, С. Н. Бакаев
Напряженно-деформированное состояние анкерно-угловой опоры
220 кВ с несовершенствами при действии статических нагрузок

ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В статье выполнен анализ напряженно-деформированного состояния анкерно-угловой опоры воздушной линии (ВЛ), которая рассматривается как пространственная многократно статически неопределимая сквозная система с шарнирными узлами. Для сравнения показателей НДС элементов опоры проводился анализ схем при работе с несовершенствами и без них. В первой схеме работа конструкции рассматривалась как «бездефектная», во второй схеме моделировалось образование общего искривления элементов решетки из плоскости грани опоры и анализировался отклик системы на элементы с несовершенствами. На основании анализа работы системы с несовершенствами удалось выявить влияние стержней с предельной деформацией на работу как с примыкающими к ним элементами (ствол, решетка), так и на конструкцию в целом. По результатам исследований определены схемы для тензометрических исследований опоры У 220-2р+9.
Ключевые слова: анкерно-угловая опора, воздушная линия электропередачи, напряженно-деформированное состояние, численные исследования, искривление, работа конструкций с несовершенствами.