Том 28, Номер 1, 2022

Н. А. Сенькин, Т. Е. Белякова, Д. А. Мальчиков, В. С. Васильев
Действительная работа стальных конструкций воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
Аннотация. Современная вычислительная техника и программное обеспечение разрешают выполнение проектирования промышленных и электросетевых объектов с учетом дополнительных уточняющих факторов. Поэтому актуальными становятся научно-исследовательские работы по исследованию действительной работы стальных конструкций промышленных зданий и электросетевых конструкций. Выполнен анализ результатов натурных испытаний конструкций воздушных линий электропередачи, посредством которых выявляются неизвестные факты, свидетельствующие о действительной работе электросетевых конструкций. Такие факторы, как перемещения фундаментов, наличие значительных отклонений опор ВЛ от вертикали и неравномерности осадок фундаментов, уточнение расчетных схем надфундаментных конструкций опор с разными формами присоединения раскосов с поясами, с жестким, шарнирным и упругим присоединением поясов к фундаментам, обеспечат разработку более надежных и экономичных конструктивно-технологических решений стальных опор воздушных линий электропередачи.
Ключевые слова: воздушная линия электропередачи, опора, башня, расчетная модель, действительная работа, совместная работа конструкций и основания.

В. В. Губанов, С. Н. Мишура, Е. Н. Оленич
Усиление лацменных узлов дымовых труб
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В данной статье рассматривается анализ влияния повреждений в процессе износа и усиления на напряженно-деформированное состояние лацменного узла дымовой трубы. Приведены дефекты и повреждения дымовой трубы на основании обследования технического состояния строительных конструкций. Разработана расчетная модель лацменного узла дымовой трубы оболочками в ПК LIRA-SAPR 2021 с учетом выявленных дефектов и повреждений. Разработан метод усиления лацменного узла без существенного изменения конструктивных форм и расчётных схем. Приведены результаты численных исследований напряженно-деформированного состояния лацменного узла на стадии проектирования, после длительной эксплуатации и при усилении дымовой трубы. Рассмотрено влияние толщины элементов усиления на изменение напряжений в лацменном узле дымовой трубы.
Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние, дымовые трубы, оттяжки, расчетная схема, лацменный узел, усиление конструкций.

А. В. Голиков a, Ф. Ф. Лейчу b
Повреждаемость и действительная работа стальных конструкций покрытий балочного типа в составе конструкций каркасов зданий
a Институт архитектуры и строительства ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», b АО «ВНИКТИнефтехимоборудование»
Аннотация. Покрытия концертных залов, актовых залов, залов заседаний и подобных помещений гражданских зданий, как правило, выполнены пролетами более 15 м с применением стали как материала несущих конструкций. Эксплуатация конструкций покрытий осуществляется в большинстве случаев с ограниченным доступом для осмотра и контроля технического состояния, а в отдельных объектах, несущие конструкции покрытия не доступны для обслуживания и контроля. Учитывая цикличность развития современного общества, характеризующуюся периодами резких спадов и плавных подъемов, и опираясь на установленный в процессе контроля технического состояния ряда зданий и сооружений опыт, отмечаем, что в жизненном цикле большинства сооружений есть периоды нарушений нормальной эксплуатации и отсутствия планово-предупредительных ремонтов. В указанные периоды происходит разрушение защитных покрытий поверхности конструкций, нарушение герметичности кровельного покрытия с последующим систематическим замачиванием несущих конструкций и ускоренным процессом деградации свойств материалов во времени, особенно на границе контакта стали с бетоном и кирпичной кладкой. На исходе подобных периодов, при возобновлении нормальной эксплуатации конструкций, действительные модели геометрии отдельных конструкций, свойств материалов несущих конструкций, а также характер действия нагрузок имеют отличия от моделей, заложенных в проекте. В материалах данной работы на примере покрытий трех зданий представлена характеристика развития повреждений и отдельные наиболее характерные параметры действительной работы стальных конструкций покрытий балочного типа в составе конструкций каркасов зданий.
Ключевые слова: несущие стальные строительные конструкции, конструкции покрытия, дефекты, повреждения, работа под нагрузкой, напряженно-деформированное состояние, каркас, нагрузки и воздействия, несущая способность, эксплуатация, ремонтно-восстановительные мероприятия, усиление.

А. Д. Беглов a, Р. С. Санжаровский b, Т. Н. Тер-Эммануильян c
Теория расчета железобетона – уникальные эксперименты донецких ученых и ошибки мировой теории
a Администрация Санкт-Петербурга, b Евразийский национальный университет
им. Л. Н. Гумилева, c ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта»
Аннотация. В данной статье проводится анализ основных положений рассматриваемой теории ползучести бетона. Используя правила математики, принципы механики и результаты солидных экспериментов, выявить: ошибочность принципа наложения, приводящую в итоге к конструированию неверных ядер интегральных уравнений; неправомерную подмену мгновенных нелинейных свойств бетона свойствами ползучести (минутная ползучесть); нестационарные мгновенные упругие свойства бетона, превращающиеся в модель теории ползучести Максвелла, приводя к погрешности до 300 %; рассматривается только линейная ползучесть, приводящая к ошибке, которая составляет 200…500 %; принцип «алгебраизации» интегральных уравнений, естественно, приводит в расчетах сооружений к существенно противоречивым результатам. Выявлено, что основные положения рассматриваемой теории грубо нарушают правила математики, принципы механики и результаты солидных экспериментов.
Ключевые слова: теория ползучести бетона, принцип наложения, мгновенные упругие деформации, длительное сопротивление железобетона, современные строительные нормы, принципы Еврокода.