Том 11, Номер 1, 2015

А. В. Танасогло
Оптимальные конструктивные решения двухцепных анкерно-угловых опор линий электропередачи 110 кВ 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье изложена методика оптимального проектирования опор воздушных линий (ВЛ), обусловленная современным состоянием в области оптимизации стальных конструкций. Описывается усовершенствованный алгоритм поиска оптимальных параметров с учетом полученных зависимостей для расчетных длин и коэффициентов продольного изгиба, реализованный в программном комплексе «MISI1», разработанном в ДонНАСА. Уделено внимание изменениям, внесенным в ограничения и условия, которым удовлетворяет вектор варьируемых параметров для отыскания геометрических размеров решетчатых конструкций минимальной массы. Представлены схемы оптимизированных двух-цепных опор ВЛ 110 кВ, отвечающих климатическим условиям Украины. Выполнен сравнительный анализ масс типовых и оптимальных анкерно-угловых опор У110-2 с цинковым покрытием и без него. Результаты исследований внедрены при изготовлении, монтаже и эксплуатации оптимальной башенной опоры У110-2+14 на территории Полтавского горно-обогатительного комбината в г. Комсомольск.
Ключевые слова: оптимальное проектирование, воздушная линия электропередачи, анкерно-угловая опора, программный комплекс, целевая функция, алгоритм.

Е. А. Ромасюк, В. И. Братчун, М. К. Пактер, А. А. Стукалов
Усталостная долговечность модифицированных асфальтобетонов при динамическом нагружении
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Установлено, что при различных температурах испытания усталостная долговечность асфальтобетонов с комплексно-модифицированной структурой значительно выше по сравнению с обычными асфальтобетонами. Увеличение усталостной долговечности в 1,5–2,0 раза наблюдается у асфальтобетона системы «битум, модифицированный 2,0 % мас. этиленглицидилакрилатом марки Elvaloy-AM + 0,2 % ПФК-105 – минеральные материалы, активированные 0,7 % мас. Elvaloy-AM» и в 1,1–1,5 раза у комплексно-модифицированного литого асфальтобетона «битум, модифицированный 2,0 % мас. бутадиенметилстирольным каучуком СКМС-30 + 30 % технической серы – минеральный порошок, активированный 0,5 % мас. СКМС-30». По формуле А. В. Руденского рассчитаны коэффициенты усталостной долговечности для каждого типа асфальтобетона. Асфальтобетоны с комплексномодифицированной структурой имеют в 1,1–1,4 раза меньшие значения коэффициента m, что свидетельствует о их более высокой усталостной долговечности. Рассмотрено изменение количества циклов до разрушения в зависимости от периода «отдыха» (разгрузки) образца при испытании кратковременными циклическими нагрузками. Изучена связь между напряжением в мелкозернистом асфальтобетоне типа «Б» и асфальтобетона с комплексно-модифицированной структурой Elvaloy-AM и деформацией при частоте деформирования 0,5 Гц и температуре 20 °С.
Ключевые слова: нефтяной дорожный битум, асфальтобетонная смесь, дорожный асфальтобетон, усталостная долговечность асфальтобетона.

В. Л. Беспалов
Битумополимерные вяжущие и асфальтополимербетоны, модифицированные Элвалоем АМ и бутадиенметилстирольным каучуком СКМС-30 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Показано, что рациональным способом повышения долговечности асфальтобетонов является модификация битумов полимерами разного происхождения и поверхностной активацией минеральных материалов олигомерами и полимерами. В работе выполнена модификация нефтяного дорожного битума БНД 60/90 одновременно двумя модификаторами: бутадиенметилстирольным каучуком СКМС-30 и этиленглицидилакрилатом (Элвалой АМ). Установлено, что оптимальная концентрация полимеров в битуме должна составлять: БНД 60/90+2 % масс. Элвалой АМ при термостатировании 4 часа и 0,5–1,0 % масс. СКМС-30, а дальнейшее увеличение концентрации СКМС-30 приводит к снижению сцепления битумополимерного вяжущего с минеральными материалами. Применение двух полимеров: бутадиенметилстирольного каучука СКМС-30 и этиленглицидилакрилата (Элвалой АМ) – для модификации вяжущих веществ позволяет повысить технологические свойства органических вяжущих и эксплуатационные показатели качества асфальтополимербетонов.
Ключевые слова: асфальтополимербетон, нефтяной дорожный битум, минеральный материал, этиленглицидилакрилат, бутадиенметилстирольный каучук, битумополимерное вяжущее.

Н. М. Зайченкоa, А. И. Сердюкa, А. В. Назароваb, Маршди Косай Сахиб Радиb
Оптимизация состава самоуплотняющегося дорожного цементного бетона по критериям подвижности смеси и прочности при сжатии
aДонбасская национальная академия строительства и архитектуры, bЛуганский национальный аграрный университет
Аннотация. Применение самоуплотняющихся бетонов (СУБ) в дорожном строительстве обеспечивает улучшение качества дорожной одежды, повышение скорости строительства, снижение энергопотребления и трудоемкости процесса. В то же время необходимо решить достаточно сложную противоречивую задачу – с одной стороны, обеспечить высокую подвижность (самоуплотняемость) смеси в процессе формования, с другой – способность свежеотформованного массива сохранять форму без оседания непосредственно после экструзии из слип-формера (эффект тиксотропии). В работе выполнена оптимизация состава СУБ по величине водоцементного отношения и содержанию добавки тонкодисперсного минерального наполнителя в виде молотого известняка (МИ). Для обеспечения подвижности смеси по показателю диаметра расплыва стандартного конуса в пределах не менее 310 мм и не более 370 мм, предела прочности при сжатии бетона в проектном возрасте не менее 55 МПа, область оптимальных составов лежит в пределах: (В/Ц=0,449–0,425); (МИ=15–33 %).
Ключевые слова: самоуплотняющийся бетон, оптимизация состава, расплыв конуса, прочность при сжатии, уравнение регрессии.