Том 26, Номер 3, 2020

И. В. Роменский, А. Ю. Гладких, Н. А. Тарасенко
Влияние осадки опор на напряженно-деформированное состояние структурного покрытия типа «Кисловодск»
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам проектирования пространственных решетчатых конструкций структурных покрытий типа «Кисловодск». В работе приведены результаты исследования влияния осадки опоры на напряженно-деформированное состояние структурного покрытия с размерами в плане 30×30 м. Были рассчитаны параметры напряженно-деформированного состояния структурной плиты в зависимости от осадок опоры. Выявлены элементы структурной плиты, в которых в зависимости от величины осадки опоры усилия превышают несущую способность. Это позволяет прогнозировать возможные дефекты, возникающие при эксплуатации объекта. Проанализировано перераспределение усилий в элементах от величины осадки опоры. Выявлены зависимости между усилиями и осадкой опор. Полученные параметры напряженно-деформированного состояния могут быть использованы при проектировании или обследовании пространственных решетчатых конструкций структурных покрытий типа «Кисловодск».
Ключевые слова: структурное покрытие, пространственная решетчатая конструкция, напряженно-деформированное состояние, осадка опоры.

А. Н. Миронов, Д. В. Белый, В. М. Анищенков
Исследование действительной работы сталежелезобетонных плитных конструкций с использованием профилированного настила
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В работе приведен анализ действительной работы напряженно-деформированного состояния сталежелезобетонной плиты с использованием несъемной опалубки из профилированного листа с размерами в плане 2,0×0,5 м. Были проведены экспериментальные исследования, конечной целью которых являлось определение минимального значения распределенной по площади плиты нагрузки, при которой возникают первые трещины в растянутой ее зоне. Определен изгибающий момент трещинообразования в исследуемой сталежелезобетонной плите. Определена эксплуатационная пригодность сталежелезобетонной конструкции по двум группам предельных состояний. Выполнен сопоставительный анализ полученных результатов с расчетными данными в ПК «ЛИРА САПР 2016». Выявлена реальная нагрузка, при которой возникает трещинообразование в исследуемой конструкции. Сделаны исчерпывающие выводы по несущим и деформационным возможностям исследуемой конструкции без установки дополнительного армирования.
Ключевые слова: экспериментальные исследования, плита, профилированный настил (профнастил), бетонная смесь, нагрузка, сдвигающие усилия, прогиб, момент трещинообразования.

В. В. Губанов, Е. Н. Оленич
Влияние количества оттяжек на напряженно-деформированное состояние стальных дымовых труб
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье рассматривается влияние количества оттяжек на напряженно-деформированное состояние дымовых труб с двумя уровнями оттяжек по высоте на основании сравнительного исследования. Разработан алгоритм расчета в программном модуле Mathcad с использованием системы уравнения равновесия конструктивных элементов и учета нелинейной работы оттяжек. На основании программного модуля определены максимальные напряжения и изгибающие моменты в стволе дымовой трубы при различных сочетаниях нагрузок и углах действия ветрового потока. Выполнены численные исследования и анализ влияния различных конструктивных параметров на работу дымовых труб с тремя и четырьмя оттяжками в плане. Приведены рекомендации по рациональному выбору конструктивных решений дымовых труб с тремя и четырьмя оттяжками в плане.
Ключевые слова: напряженно-деформированное состояние, дымовые трубы, оттяжки, расчетная схема, нагрузки, металлические конструкции.

Е. В. Горохов, Я. В. Назим, А. В. Танасогло
Совершенствование решетчатых конструкций опор воздушных линий электропередачи
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье рассмотрено совершенствование решетчатых конструкций опор воздушных линий электропередачи (ВЛ) путем их оптимизации и автоматизации проектирования, включая создание расчетной модели ВЛ как единой системы и алгоритма ее решения. Выполнен анализ напряженно-деформированного состояния и оптимизация конструктивных форм ствола опор с учетом требований экономичности и технологичности. Создана система автоматизированного одностадийного проектирования опор ВЛ. Приведены конструктивные формы новых унифицированных опор повышенной надежности, разработанные с учетом поддерживающего влияния токоведущих проводов и грозозащитных тросов, а также требований международных нормативов, экономичности и технологичности. При исследовании анкерно-угловых опор по массе учитывались возможные режимы работы: нормальные, аварийные и монтажные для различных углов поворота трассы. По результатам выполненных исследований определены рациональные области применения узкобазых опор башенного типа.
Ключевые слова: воздушная линия электропередачи, оптимальное проектирование, решетчатая опора, расчетная модель, автоматизированный расчет.