Том 15, Номер 4, 2019

Е. Ю. Степаненко
Исследование энергоэффективности транспортировки угля конвейерным транспортом при переменном грузопотоке из лавы
Донецкий национальный технический университет
Аннотация. Одной из важнейших составляющих горного производства является транспортировка отбитой горной массы конвейерным транспортом. Как показывает практика, современные методы транспортировки недостаточно эффективны с учетом энергопотребления. Это обусловлено неравномерностью грузопотока из лавы в течение рабочей смены, что приводит к превышению нормативных значений потребления энергии в три раза. Настоящая работа посвящена актуальной проблеме поиска путей снижения энергозатрат конвейерного транспорта при переменном грузопотоке из лавы с целью снижения себестоимости добычи угля. На основе разработанной виртуальной модели получены зависимости общего энергопотребления конвейеров при различных режимах регулирования скорости ленты. Установлено, что наиболее целесообразным по критерию снижения суммарного энергопотребления с вложением минимальных инвестиционных затрат является применение трехскоростного дискретного регулирования. Увеличение количества рабочих скоростей более трех не дает существенного прироста дополнительной экономии.
Ключевые слова: конвейерный транспорт, грузопоток, очистной забой, неравномерность, регулирование, моделирование, рабочий процесс, энергопотребление.

В. А. Мазур
Факторы, влияющие на надежность конструктивно-технологического решения кровельных систем пространственных криволинейных покрытий 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Уникальность зданий и сооружений с пространственными криволинейными покрытиями предопределяет повышенные требования к надежности их кровельных систем. В практике отечественного проектирования отсутствуют не только рекомендации, но и нормативная база, учитывающие влияние геометрических параметров пространственных криволинейных покрытий и особенности эксплуатации (ветровых и снеговых нагрузок, инсоляции, внутренние условия эксплуатации) на надежность кровельных систем подобных зданий и сооружений, в том числе на условия тепло- и массопереноса в теплоизоляционном слое. В статье выполнены анализ и классификация факторов, влияющих на формирование надежного конструктивно-технологического решения кровельных систем пространственных криволинейных покрытий на всех стадиях жизненного цикла. Обоснована необходимость дальнейших исследований, направленных на создание методики, учитывающей взаимное одновременное влияние разных факторов на конкретную кровельную систему в определенных условиях эксплуатации.
Ключевые слова: кровельные системы, пространственные криволинейные покрытия, надежность конструктивного решения.

С. М. Орлов
Исследование гидродинамических характеристик восходящего вихря циклона 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье рассмотрены циклоны как наиболее характерные представители сухих инерционных пылеуловителей, проведено исследование газодинамических процессов восходящего вихря циклона. В восходящем вихре, помимо силы сопротивления и центробежной силы, присутствуют и сила, обусловленная действием радиального градиента давления, и поэтому в нем присутствует две зоны: зона, где сила, обусловленная действием радиального градиента давления, превышает центробежную силу; и зона, где наоборот центробежная сила превышает силу, обусловленную действием радиального градиента давления. Установлено, что граница, где центробежная сила равна силе, обусловленной действию радиального градиента давления, равна половине радиуса выхлопной трубы и не зависит от конструктивных и эксплуатационных параметров циклонов. Полученная зависимость осевой скорости в восходящем вихре имеет обратно квадратичную характеристику и применима к циклонам любой конструкции.
Ключевые слова: циклон, пыль, центробежная сила, центростремительное ускорение, число Рейнольдса, коэффициент сопротивления.

В. А. Пенчук, А. Г. Водолажченко, А. Ю. Горулёв
Классификация и эффективность применения выносных опор наземных транспортно-технологических машин
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В работе рассмотрены существующие конструкции выносных опор различных машин, применяемых при строительстве и реконструкции зданий и сооружений, а также в дорожном строительстве. На основании проведенного анализа предложена классификация выносных опор наземных транспортно-технологических машин, в основу которой положено сочетание линейных и угловых перемещений в трехмерном пространстве, совершаемых элементами выносной опоры при ее переводе из транспортного положения в рабочее. Рассмотрен вопрос оценки эффективности различных конструкций выносных опор в соответствии с предложенной классификацией. В качестве критериев эффективности предложено использовать коэффициент эффективности по производительности и коэффициент удельных приведенных затрат. Выполнена сравнительная оценка двух вариантов конструкции выносных опор автомобильного крана. Полученные результаты показывают, что эффективность применения усовершенствованной выносной опоры увеличивается с ростом количества перестановок машины с одной рабочей позиции на другую.
Ключевые слова: машина мобильная, опора выносная, устойчивость, перемещение линейное, перемещение угловое, производительность эксплуатационная, затраты удельные.

В. А. Финиченко, В. М. Даценко
Кинематические параметры зубчатых уравнителей планетарных редукторов строительных машин и оборудования
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Существует несколько технологических способов проведения пространственной модификации зубьев зубчатых муфт. Эти методы основаны на одном принципе, зубья нарезаются так же, как и будут работать, т. е. уже с некоторым перекосом, образуя бочкообразный профиль. Пространственная модификация боковой поверхности зубьев является методом улучшения эксплуатационных показателей зубчатых муфт. Она предназначена для выравнивания нагрузки в зацеплении и обеспечения линейного касания рабочих поверхностей зубьев. В работе представлено решение задачи определения скорости относительного перемещения зубьев уравнителя планетарной передачи с учетом производственных и сборочных ошибок. В муфте с криволинейной образующей зуба втулки, кроме скольжения, наблюдается и перекатывание контактирующих поверхностей. Поэтому износ зацепления в этих муфтах протекает менее интенсивно. Таким образом, с использованием теории зубчатых зацеплений приведено решение, позволяющее определять геометрические и кинематические параметры зацепления муфт, выполненных с произвольной образующей зуба втулки.
Ключевые слова: зубчатое зацепление, муфта, планетарная передача, пространственная модификация.