Том 14, Номер 3, 2018

С. И. Монах, А. А. Афанасьев, Л. П. Андрюшкина, Е. Н. Шапошник
Повышение энергоэффективности жилых и общественных зданий
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Повышение энергоэффективности жилых и общественных зданий, отвечающее современным концептуальным основам создания «здорового» и энергоэффективного здания («healthy» and energy effiency building), перспективно за счет повышения эффективности таких затратных инженерных систем, как системы вентиляции. Одними из основных направлений повышения эффективности вентиляционных систем являются активная рекуперация трансмиссионного потока теплоты и уменьшение воздухообмена без снижения уровня комфортности в помещении. В работе дается анализ этих направлений и методики расчета их эффективности.
Ключевые слова: энергосберегающие системы вентиляции, активная рекуперация, приточный воздух, инфильтрация, микроклимат, ограждающая конструкция, экономайзерный эффект, пористый утеплитель, воздухопроницаемость, воздушная прослойка, качество воздуха, предельно допустимая концентрация.

С. И. Монах, А. А. Афанасьев, Л. П. Андрюшкина, Е. Н. Шапошник
Повышение эффективности систем автономного теплоснабжения 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Мероприятия по экономии топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве страны являются одним из приоритетных направлений развития малой энергетики. Внедрение тепловых аккумуляторов с твердым аккумулирующим материалом с пористой матрицей позволит использовать вторичные тепловые ресурсы, а именно теплоту уходящих газов для обогрева помещений, а значит для экономии топлива. Авторами предложена принципиальная конструктивная схема теплового аккумулятора, внедрение которой для частного дома позволит получить экономию природного газа не менее 15 % от годового расхода на отопление этого объекта.
Ключевые слова: аккумуляторы теплоты, твердый аккумулирующий материал, пористая матрица, период зарядки, период разрядки, нестационарная теплопроводность, охлаждение цилиндра конечной длины, принципиальная конструктивная схема теплового аккумулятора, экономическая эффективность.

М. К. Пактер, В. И. Братчун, О. Н. Нарижная, А. А. Стукалов, В. Л. Беспалов
Изучение коллоидно-дисперсной структуры дорожного битума при термоокислительном старении 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Методом ДСК изучены изменения коллоидно-дисперсной структуры нефтяного дорожного битума БНД 40/60 при его термоокислительном старении в слое толщиной 2 мм. При ДСК-исследовании использовали два последовательных нагрева образца с тем, чтобы идентифицировать необратимые изменения. Этим же методом изучено старение масел, смол и асфальтенов, выделенных из исходного и состаренного битумов. При ДСК-исследованиях старение битума проявляется ростом эндоэффекта, связанного с разупорядочением коагуляционных структур, повышением температуры десольватации асфальтенов и ростом теплоёмкости групповых химических компонентов органического вяжущего. Эти изменения приводят к упрочнению когезионных связей и потере дорожным битумом вяжущих свойств.
Ключевые слова: термоокислительное старение дорожного битума, коллоидно-дисперсная структура битума.

Е. В. Горохов, Н. В. Шолух, В. Н. Васылев, Т. А. Чернышева, А. Е. Надъярная
Адаптация объектов инженерно-транспортной инфраструктуры города к потребностям маломобильных групп населения: научные и экспериментально-проектные разработки ученых Донбасской национальной академии строительства и архитектуры 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Статья посвящена научным и экспериментально-проектным разработкам ученых Донбасской национальной академии строительства и архитектуры в сфере повышения удобства и безопасности эксплуатации объектов инженерно-транспортной инфраструктуры города. Авторами приводится краткое описание истории проектирования, строительства и последующей эксплуатации надземного пешеходного перехода через Донецкое шоссе на участке примыкания улицы Державина в Червоногвардейском районе города Макеевки. Акцентируется внимание на особенностях выбранной конструктивной схемы данного надземного перехода, благодаря которой удалось добиться максимального снижения площади и металлоемкости несущих опор при весьма значительной величине перекрываемого пространства, а также достичь выразительного композиционного решения, символизирующего въезд в промышленный город. Анализируются морфологические, функциональные и аэродинамические характеристики ограждающих конструкций и элементов, использованных в решениях центрального и двух фланговых объемов надземного перехода. На основе результатов ранее выполненных теоретических исследований и опыта эксплуатации построенного надземного пешеходного перехода делается заключение, что данные экспериментально-проектной разработки могут иметь немаловажное практическое значение в деле обеспечения удобства и безопасности передвижения различных категорий населения, включая лиц с ограниченными физическими возможностями. Предложенная модель устройства надземного перехода характеризуется определенной степенью универсальности и адаптивности, что позволяет ее рекомендовать к использованию на многих сложных и опасных участках пути, отличающихся напряженностью движения транспортных и пешеходных потоков.
Ключевые слова: объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, маломобильные группы населения, требования удобства и безопасности эксплуатации, экспериментально-проектные разработки, надземный пешеходный переход, функционально-пространственная организация объекта, уникальность и универсальность конструктивной схемы, лифтовые подъемники и вспомогательные приспособления для инвалидов, морфология и аэродинамика ограждающих конструкций и элементов, особенности композиционно-стилевого решения, социальная и экономическая эффективность.

О. С. Песчанская, Д. В. Суярко
Анализ энергоэффективности основных типов архитектурно-планировочных решений многоэтажных жилых зданий 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам энергоэффективности основных типов архитектурно-планировочных решений многоэтажных жилых зданий, выявлению трудностей выбора оптимального решения. Проанализированы основные типы многоэтажных жилых зданий, степень энергоэффективности с учетом таких факторов, как ориентация зданий, уровень инсоляции, температурный режим, рациональность использования полезной площади, экономичность строительства. Приведены положительные и отрицательные аспекты каждого из типов с учетом высоких требований энергоэффективности и особенностей, возникающих в процессе эксплуатации здания. При сравнении учтены климатические условия Донецкого региона, а также вероятность наличия сложного рельефа. Рассмотрены вопросы возникновения теплопотерь в здании в зависимости от размещения вертикальных и горизонтальных коммуникаций. Изложены основные выводы и рекомендации, которых необходимо придерживаться при проектировании энергоэффективных зданий.
Ключевые слова: архитектурно-планировочное решение, энергоэффективность, энергоэффективные многоэтажные жилые здания, ориентация, инсоляция, теплопотери, горизонтальные коммуникации, вертикальные коммуникации, температурный режим здания.