Том 20, Номер 2, 2014

С. Ф. Пичугин, А. Е. Зима
Методика оценки надежности стальной конструкции магистрального трубопровода
Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка
Аннотация. В статье рассмотрены факторы, влияющие на надежность стальных магистральных трубопроводов во время стационарного режима их работы. Приведен подбор вероятностных моделей и определение распределения значений случайных величин внутреннего давления транспортируемого продукта и перепада температур в подземном магистральном трубопроводе. Предлагается методика оценки надежности таких конструкций (определение вероятности отказа и параметра надежности магистрального трубопровода в эксплуатационном состоянии), приводится сравнительный анализ для трубопроводов разного наружного диаметра и для различной величины внутреннего давления транспортируемого. Рассматриваются вопросы выбора оптимального уровня надежности магистральных трубопроводов. Сформулированная и разработанная вероятностная методика отличается аналитической простотой. Данная методика может быть использована как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации магистрального трубопровода: при принятии решения про его капитальный ремонт, определении безопасного рабочего давления при фактическом техническом состоянии и т. п.
Ключевые слова: магистральный трубопровод, надежность конструкции, случайные величины нагрузок и воздействий, вероятностный метод.

В. Ф. Мущанов, Ю. Н. Прядко
Принципиальные подходы к учету работы узлов в расчетах надежности висячих стержневых покрытий 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Проанализированы проблемы надежности большепролетных висячих покрытий. Описаны принципиальные подходы к учету надежности узлов в расчетах надежности висячих стержневих покрытий. В качестве расчетных приняты опорные узлы крепления изгибно-жесткой нити к внешнему и внутреннему контуру, промежуточные узлы верхнего и нижнего поясов несущей нити, узлы крепления вертикальных и горизонтальных связей к несущим нитям покрытия. В анализе приняты логико-вероятностные методы оценки надежности узлов и методы, основанные на математической статистике. Проведенный структурный анализ надежности узлов висячих покрытий показал, что они в основном описываются последовательными схемами с включением параллельных соединений зависимых элементов, соответствующих многоэлементным соединениям, подобранным с запасом. Учет корреляции между элементами структурных схем узлов вследствие общности усилий и прочности стали позволяет сократить число учитываемых в схеме элементов и повысить результирующую оценку надежности.
Ключевые слова: пространственно-стержневая висячая оболочка, изгибно-жесткие нити, узел, показатели надежности, напряженно-деформированное состояние, логико-вероятностные методы.

Е. В. Горохов, А. М. Югов, Р. И. Игнатенко
Планирование эффективных схем доставки металлоконструкций башенных решетчатых опор ЛЭП автотранспортом в составе ППР 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье определены требования для разработки Проекта Транспортной Схемы Доставки Металлических Конструкций (ПТСДМ), обоснована необходимость разработки ПТСДМ в составе ППР на монтаж металлических решетчатых башенных опор ЛЭП как способа минимизации общих затрат на строительно-монтажные работы. Проанализирован отечественный и зарубежный опыт реализации перевозок металлоконструкций, структура транспортного процесса, рассмотрены схемы и способы доставки металлоконструкций опор ЛЭП автотранспортом. Определены и рассмотрены основные факторы, влияющие на продолжительность и стоимость перевозки МК.
Ключевые слова: эффективные схемы доставки металлоконструкций башенных решетчатых опор ЛЭП, автотранспорт, строительно-монтажные работы, промышленные методы строительства, Проект Транспортной Схемы Доставки Металлических Конструкций.

А. В. Перельмутер a, С. Ф. Пичугин b
Об одной характеристике надежности строительных объектов 
a SCAD Soft Ltd., b Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка
Аннотация. Действующий метод расчета конструкций по предельным состояниям не учитывает все состояния конструкции, кроме предельных, по отношению к которым и формулируются расчетные требования к объекту. Настоящая работа фиксирует внимание на том, что всегда существует возможность реализации некоторого непредусмотренного ни нормативными документами, ни прогнозом проектировщика случайного воздействия на объект проектирования. Предлагается новая временная характеристика, названная «мобилизованностью», показывающая, насколько система способна среагировать на локальное во времени (импульсное) неожиданное возмущение. Отсутствие мобилизованности конструкции должно служить поводом к повышенному вниманию и использованию защитных мероприятий, основой которых должны стать косвенные меры предупредительного характера, такие как усиленный контроль или конструктивные решения. В качестве меры мобилизованности предлагается принять величину, полученную умножением индекса надежности (числа стандартов, отделяющих среднее значение нагрузки от ее расчетного значения) на отношение промежутка времени между выбросами нагрузочного процесса за уровень расчетного значения и расчетного срока эксплуатации сооружения.
Ключевые слова: случайная нагрузка, выброс за расчетный уровень, надежность.

Я. В. Назим
Методика механического расчета воздушных линий электропередачи высокого класса безотказности в составе единой системы 
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Приведено методику механического расчета воздушных линий электропередачи высокого класса безотказности, которая позволяет определять напряжения и деформации в проводах, грозозащитных тросах, арматуре и конструкциях опор ВЛ в составе единой системы. Методика учитывает целый ряд взаимозависимых факторов: климатические условия, конструктивные параметры ВЛ (длина пролета, стрела провеса, электрические габариты), профиль и план (схема) трассы, расчетные режимы работы и сочетания нагрузок и др. Реализована в среде программного комплекса «MISI1», разработанного в Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. Для проверки сходимости результатов, определенных с использованием данной методики, с данными, полученными на основании рекомендаций Европейского комитета электротехнической стандартизации (CENELEC – EN 50174), была выполнена серия расчетов нагрузок на конструкции опор для условного участка ВЛ однотипного конструктивного решения и профиля местности, расположенного в различных климатических условиях Украины. Методика апробирована на реальном межсистемном объекте – двухцепном переходе магистральной ВЛ 154 кВ КремГЭС – КремТЭЦ через р. Днепр.
Ключевые слова: методика расчета, воздушная линия электропередачи (ВЛ), напряженно-деформированное состояние, климатические нагрузки, программный комплекс.