Том 16, Номер 3, 2010

Е. В. Горохов, В. Н. Васылев, А. М. Алёхин
Методика проведения испытаний антенных опор на полигоне ДонНАСА
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье приведена методика проведения испытаний антенных опор на Полигоне испытаний линий электропередач и башенных сооружений Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (Полигон ДонНАСА). Поставлены задачи экспериментальных исследований: определение несущей способности и деформативности антенных опор под действием гололедно-ветровых воздействий. Выбран объект исследования – четырехгранная узкобазая антенная опора АО-60 с раскосной решеткой из одиночных уголков. Опора представляла собой пространственную стержневую ферму в виде правильной четырехгранной пирамиды с призматической верхней частью 1 м и высотой 60 м. Рабочие чертежи опоры разработаны на кафедре «Металлические конструкции» Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. Апробирована методика проведения испытаний антенных опор, а также представлены общая схема экспериментальной установки и приборная база для изучения действительных гололедно-ветровых воздействий. Представленная методика позволяет проводить масштабные испытания не только антенных опор, но и опор линий электропередачи, опорно-распределительных устройств и башенных кранов для проверки несущей способности и деформативности с действительными приложенными нагрузками.
Ключевые слова: антенная опора, полигон, методика, испытание, гололедно-ветровые воздействия, экспериментальная установка, схема загружения, усилия, нагрузка, электрические динамометры.

М. И. Казакевич
Аэроупругая неустойчивость балочных мостов
Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта
Аннотация. В статье приведен анализ причин возникновения аэроупругой неустойчивости вихревого возбуждения многопролетного балочного моста через р. Волгу в г. Волгограде. Дан прогноз возможных способов стабилизации сооружения в ветровом потоке на первом этапе эксплуатации моста с одной балкой жесткости. Строительство второй очереди моста при определенных условиях объединения двух смежных балок жесткости может значительно ухудшить как аэроупругую устойчивость моста, так и его усталостную прочность.
Ключевые слова: вихревое возбуждение, аэроупругая неустойчивость, усталостная прочность.

В. Е. Волкова
Критерии идентификации нелинейных моделей динамических систем
Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта
Аннотация. Рассмотрены вопросы структурной идентификации динамических систем на основе анализа наблюдаемых фазовых траекторий и их отображений в расширенном фазовом пространстве. Выполнен анализ существующих методов выявления нелинейной структуры динамических моделей механических систем. На основе аналитического исследования свойств фазовых траекторий разработан метод выявления нелинейной структуры системы без применения методов параметрического оценивания. Представленный автором метод демонстрирует практическую возможность идентификации моделей механических систем с использованием отображений фазовых траекторий на плоскости «ускорение — перемещение». Предлагаемый метод близок методу обработки временных процессов по пикам и в отличие от существующих методов качественной идентификации не громоздок в реализации.
Ключевые слова: нелинейные динамические модели, отображения фазовых траекторий, фазовая плоскость «ускорение — перемещение», структурная идентификация.

В. П. Мущанов, М. П. Кащенко, Ю. В. Сивоконь
Определение участка «свободной» длины опорного контура мембранного покрытия на квадратом плане
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Основным вопросом, разрабатываемым в статье, является совершенствование методики определения участка «свободной» длины сжато-изогнутого опорного контура по сравнению с известными ранее подходами. Результаты вычислений по предлагаемой методике могут в дальнейшем быть использованы при оценке несущей способности элемента при расчетах по первой группе предельных состояний вместо существующих громоздких и неудобных формул для вычисления критической силы в существующих методиках.
Ключевые слова: мембранное покрытие, сжато-изогнутый контур, напряженно-деформированное состояние, устойчивость, «свободная» длина.

Е. В. Шевченко, В. А. Митраков, А. В. Танасогло
Определение редуцированного тяжения при обрыве провода
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В данной статье целью ставится разработка численно-аналитического способа решения задачи об определении тяженияпровода после его обрыва. Решение данной задачи реализуется в программном комплексе MS «Excel». В качестве модели принимается часть воздушной линии (ВЛ) электропередачи — анкерованный участок, состоящий из двух анкерных опор и расположенных между ними промежуточных опор, к которым подвешены токоведущие провода и грозозащитный трос. Опоры рассматриваются как составные части всей конструкционной системы электрической сети. Обрыв провода моделируется поочередно в каждом из одиннадцати пролетов. При расчете анализируется значение редуцированного тяжения провода, вычисляемое для того, чтобы знать нагрузку на промежуточную опору при аварийном режиме и величину стрелы провеса провода в пролете, смежном с аварийным. Уделено внимание гибкости опор ВЛ. Установлено, что гибкие опоры отклоняются в сторону уцелевшего провода под воздействием его тяжения, и к перемещению точки подвеса вследствие отклонения гирлянды добавляется еще и прогиб опоры. На основании расчета и обобщения результатов выявлена зависимость величины редуцированного тяжения от количества последующих пролетов анкерованного участка с уцелевшим проводом и определено количество пролетов, необходимое для нахождения максимальной величины редуцированного тяжения.
Ключевые слова: воздушная линия электропередачи, редуцированное тяжение, пространственная модель, опора ВЛ, система уравнений, расчетные нагрузки.

Я. В. Назим, В. Н. Васылев, С. Н. Бакаев, Н. С. Смирнова, Н. В. Агбаш
Экспериментальные исследования узлов крепления типа КГП для обеспечения надежности ВЛ
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Данная статья является логическим продолжением проведенных ранее исследований в сфере обеспечения надежности воздушных линий электропередачи, расположенных в южных районах Украины с повышенными гололедно-ветровыми нагрузками. Приведены результаты исследований образцов крепления типа КГП, изъятых при замене на ВЛ 330 кВ «Каховская — Островская» и «Каховская — Джанкой», а также образцов из партии поставки, предназначенной для нового подвеса. Результаты исследований демонтированныхобразцов выявили отклонения геометрических размеров, вызванные коррозионными поражениями и механическим износом, а также несоответствия структурных составляющих сталей и химического состава нормативным требованиям для эксплуатации в данных условиях работы. Установлены причины повреждений и даны рекомендации, направленные на улучшение эксплуатации ВЛ и повышение надежности энергоснабжения.
Ключевые слова: воздушные линии электропередачи (ВЛ), узел крепления КГП, металлография, микроструктура, химический состав металла, надежность.